Консультация «Бизнес-тренинг: новомодное явление или осознанная необходимость?»

Консультант: Голубева Юлия, психолог, бизнес-тренер.

Какова история возникновения бизнес-тренинга?

ОТВЕТ. Впервые тренинг как форма работы появился на Западе в 1950-е годы. В 1947 году в США психолог Курт Левин создал Национальную лабораторию тренинга. Его Т-группы (тренинговые группы) вначале существовали для исследования межличностных отношений, но вскоре стали очень популярны сами по себе. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. В 1960-е годы возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений, который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. А в 1970-е годы в Лейпцигском и Йельском университетах под руководством Манфреда Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. Много идей для тренинга взято из клинической психологии, из групповой психотерапии. Постепенно тренинговые формы работы, как интересные и полезные, стали применяться все шире и шире, в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в бизнесе. В России же бизнес-тренингу чуть более 10 лет. Это движение набирает силу. Ведь тренинг формирует практические навыки, что позволяет изменять поведение людей в профессиональной деятельности за короткий срок.

Что такое бизнес-тренинг?

ОТВЕТ. Тренинг — это активное обучение, в ходе которого у его участников формируются коммуникативные навыки и развиваются необходимые для успешного общения установки. Участники тренинга овладевают специальными психологическими знаниями, полнее познают себя и других людей. Бизнес-тренинг — это метод, который направлен на формирование и развитие профессионально важных качеств и деловых навыков. Бизнес-тренинг дает участникам возможность пережить («проиграть») ту или иную часто возникающую в работе ситуацию, приобрести новые и отточить имеющиеся деловые навыки, например, навыки продаж и взаимодействия с клиентами. При этом весь процесс контролирует с помощью целенаправленной обратной связи тренер, помогая человеку зафиксировать полезную модель поведения.

Каковы компетенции успешного бизнес-тренера?

ОТВЕТ. Бизнес-тренер, который востребован и успешен, отличается уверенностью в себе, высоким организаторскими способностями, творческим мышлением, качественными ораторскими способностями, умением чувствовать тренинговую группу. Тренер должен быть, в первую очередь, хорошим психологом, иметь  высшее психологическое образование. Действительно, как бизнес-тренер сможет взаимодействовать с группой людей, обучать и развивать их, если у него нет знаний и опыта в области психологии? При этом он должен быть понятным и приятным человеком для заказчиков тренинга. У каждого заказчика — свой тренер, также как у каждого тренера — свои заказчики. Кроме этого, хороший бизнес-тренер обязательно стремится к созданию радостной атмосферы успеха в тренинговой группе, заботится о повышении самооценки и уверенности в себе у обучаемых. И ни в коем случае не использует группу в целях собственного самоутверждения и отработки личных психокомплексов. Эффективный бизнес-тренер способен устанавливать контакт с любой аудиторией, быстро понимать существующую корпоративную культуру в той или иной компании, а также хорошо ориентироваться в навыках и компетенциях всевозможных должностей в организационной иерархии. Уровень профессионализма бизнес-тренера зачастую должен соответствовать уровню профессионализма топ-менеджмента компании.

Кому нужен бизнес-тренинг? В чем основная его цель?

ОТВЕТ. Рано или поздно любой руководитель сталкивается с проблемой неэффективности своих сотрудников, отдельных подразделений или организации в целом. И что тогда? «Учиться, учиться и еще раз учиться» — как говорил классик! Цель любого тренинга — это формирование неосознанной компетентности, формирование устойчивых профессиональных навыков, которые должны проявляться автоматически. Компании, которые хотят повысить свою конкурентоспособность на рынке, непрерывно обучают свой персонал, в том числе и с помощью бизнес-тренингов различной тематики. В международной деловой культуре существует традиция регулярного корпоративного тренинга. В российских условиях обращение к "учебному режиму" нередко происходит в экстренных, напряженных обстоятельствах, в обстановке организационных перестроек.

Какое количество участников оптимально для проведения тренинга?

ОТВЕТ. Идеальное количество — от 8 до 12 участников тренинга, когда возможна продуктивная групповая динамика. Это наиболее эффективно с точки зрения усвоения материала и постановки необходимых умений.

Как можно замерить результаты бизнес-тренинга?

ОТВЕТ. Способов оценить результаты и эффективность тренинга существует огромное количество. Наиболее часто используемая классификация критериев оценки эффективности тренинга была разработана Дональдом Киркпатриком. В конце 1950-х годов он указал четыре основных уровня оценки тренинга. Первый уровень — это реакция. Какова видимая реакция обучаемых на само обучение, удовлетворены ли они? Это высказывания участников тренинга о «полезности» знаний, полученных на тренинге, о готовности применять их в своей практической деятельности. Второй уровень — это усвоение. Показывает, что конкретно обучаемые усвоили в ходе тренинга, и это требует отдельной оценки. С помощью устных и письменных опросов можно узнать, как те знания и установки, которые транслировались в процессе тренинга, были усвоены участниками. Третий уровень — поведение. Позволяет проанализировать, изменилось ли поведение на рабочем месте обучаемых после прохождения бизнес-тренинга. Это можно оценить методом наблюдения руководителя за подчиненным. Четвертый уровень — результаты. Насколько увеличилась эффективность компании в результате прохождения обучения, исчезли ли производственные проблемы, на решение которых был направлен тренинг? Эти четыре уровня могут не всегда совпадать. На практике же большинство тренингов завершается оценкой реакций участников. Потому что чем выше уровень оценки тренинга, тем более сложной и емкой по времени она оказывается. Если бизнес-тренинг получился, то это сразу проявляется в постепенно нарастающих профессиональных показателях, например, увеличении объема продаж после тренинга продаж.

 



Вход в систему